Публичные правоотношения: проблемы и пути их решения

В Ташкентском городском суде прошел «круглый стол» на тему «Обсуждение недостатков по спорам, связанным с публичными правоотношениями, выявленными в органах государственной власти и других ответственных организациях».

В мероприятиями приняли участие Первый заместитель председателя Верховного суда — председатель судебной коллегии по административным делам Р. Махмудова, заместитель прокурора города Ташкента Э. Инамджанов, заместитель начальника управления Министерства юстиции С. Азизов, юрисконсульт хокимията города Ташкента Ш. Аскаров, представитель Налогового комитета С. Неков, судьи Ташкентского административного суда, судьи Ташкентского областного административного суда и другие.

В ходе мероприятия шла речь об исполнении Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах», о том с какими проблемами сталкиваются граждане, государственные органы власти и организации в части публичных отношений.

В ходе выступления судья Ташкентского городского административного суда Д. Тошев отметил, что из года в год увеличивается количество конфликтов, возникающих из административных и публично-правовых отношений. Ташкентским городским административным судом  за 11 месяцев 2021 года завершено рассмотрение 2 008 дел, вытекающих из административных и публично-правовых отношений, из них удовлетворено 1 142 дела, отказано в удовлетворении в 560 случаях, прекращено делопроизводство 216 дел, в отношении государственных органов было вынесено 205 частных решений. 

За 11 месяцев 2021 года было возбуждено на 20,5% больше дел, связанных с признанием действий (бездействия) должностных лиц административных органов неправомерными.

В рамках мероприятия были рассмотрены основные проблемы в данном направлении и пути их решения.

По делам о признании недействительными решений должностных лиц органов местного самоуправления за отчетный период было возбуждено 425 дел, из них 165 удовлетворено. Подавляющее их большинство касалось нарушений Земельного кодекса Республики Узбекистан. 

По делам о признании недействительными решений должностных лиц государственных налоговых органов возбуждено 432 дела, из них удовлетворено 285. В ходе рассмотрения дел были выявлены ошибки должностных лиц налоговых органов и нарушения ими норм материального права.

По делам о признании действий должностных лиц органов юстиции незаконными, признании их решений недействительными возбуждено 44 дела. Из них 21 дело удовлетворено, 14 отклонено, 4 дела прекращены.

По фактам признания действий должностных лиц внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов неправомерными, признания их решений недействительными возбуждено 545 дел, из них 498 удовлетворено, 24 отклонено.

В этом направлении рассмотрены дела о признании недействительными решений комиссии Пенсионного фонда по назначению пенсий, об отказе в назначении пенсии, об отчислениях из пенсии. Однако на практике можно наблюдать случаи, когда при обращении граждан с заявлением о назначении пенсии по возрасту в соответствующие районные отделения фонда приходится обращаться в суд. Это вызывает недовольства лиц, достигших пенсионного возраста, а также обоснованные возражения со стороны государственных органов.

По фактам признания действий должностных лиц Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре неправомерными, признания их решений недействительными возбуждено 194 дела, из них 50 удовлетворено, 85 отклонено.

Отмечалось, что правовая оценка ситуации отказа должника от уплаты алиментов по исполнительному документу, исчисление задолженности по алиментам за период, за который исполнительный документ был возвращен по заявлению взыскателя, не входит в компетенцию государственного исполнителя. Одним из факторов, негативно влияющих на взаимное доверие и сотрудничество между органами суда и Бюро принудительного исполнения, является необоснованный возврат исполнительных документов. В подавляющем большинстве возвращенных исполнительных документов в исполнительном листе не указано, какие именно недостатки были допущены, либо они были возвращены необоснованно. 

По делам о признании действий должностных лиц Главного  управления архитектуры и строительства города Ташкента неправомерными, признании их решений недействительными возбуждено 34 дела, из них 12 удовлетворено, 17 отклонено.  

В настоящее время в практике данного управления рассматриваются споры по поводу отмены согласования проектной документации индивидуального жилого дома в письменной форме. Случаи согласования должностными лицами данной организации при согласовании проектно-сметной документации зданий и сооружений без соблюдения норм Градостроительного кодекса и СНиП вызывают недовольство многих жильцов и граждан.

В частности, согласование проектно-сметной документации зданий и сооружений регулируется действующим административным регламентом предоставления государственных услуг по согласованию проектно-сметной документации, содержащимся в приложении 4 к постановлению Кабинета Министров от 18 мая 2018 года за № 370, а также экспертизе проектных решений по сейсмостойкости и пожарной безопасности объекта.

По факту признания действий незаконными должностных лиц  отдела миграции и оформления гражданства возбуждено 72 дела, 30 из которых удовлетворены, 28 были отклонены.

Отмечено, что проблемы в данном направлении появляются по причине нарушения сотрудниками отдела миграции и оформления гражданства таких нормативно-правовых актов, как Положение «О порядке регистрации граждан Республики Узбекистан по месту постоянного жительства и временного пребывания в городе Ташкенте и Ташкентской области»,  ряда постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также других нормативно-правовых актов.

По делам о признании действий должностных лиц таможенных органов неправомерными и признании их решений недействительными возбуждено 28 дел, из них 4 удовлетворены, 13 отклонены, 7 прекращены, 4 оставлены без рассмотрения.

Подчеркивалось, что несмотря на то, что большинство заявлений в отношении ответственных лиц таможенных органов было отклонено, по удовлетворенным делам были выявлены факты несоблюдения должностными лицами таможенных органов Таможенного кодекса Республики Узбекистан, Положения «О представлении в таможенные органы предварительной таможенной декларации до момента фактического ввоза товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан», инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан и других законодательных актов.  Основанием для удовлетворения заявлений по делам, связанным с этими спорами, стало неправильное толкование таможенными органами решений Кабинета Министров Республики Узбекистан при применении определенных льгот.

В настоящее время в связи с большим количеством возражений граждан против решений, вынесенных хокимиятами на местах, необходимо налаживание взаимодействия между хокимиятами и органами юстиции при вынесении  решений и доведение их до сведения общественности после проведения правовой экспертизы. Данная практика позволит предотвратить ряд нарушений, ошибок и недоразумений, — заверили участники мероприятия.

По завершению «круглого стола» состоялся обмен мнениями, обсуждены пути решения выявленных проблем.