Исполнительный лист в суде: один или несколько?

        В каком случае суд вправе выдать несколько исполнительных листов по одному судебному акту?

        В. Мирошниченко, г. Ташкент.

    Отвечает судья Ташкентского межрайонного административного суда Олимжон Шамсиев:

        — Согласно  Кодексу об административном судопроизводстве, по судебному акту выдается один исполнительный лист.

     Если исполнение судебного акта должно быть произведено в различных местах либо в пользу нескольких взыскателей, суд по просьбе взыскателей выдает несколько исполнительных листов с указанием места исполнения либо той части судебного акта, которая по данному исполнительному листу подлежит исполнению Исполнительный лист выдается судом, принявшим судебный акт.

  Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения государственному исполнителю в течение пяти дней после вступления судебного акта в законную силу.

  Исполнительный лист на взыскание средств в бюджет направляется государственному исполнителю по месту нахождения должника в течение пяти дней после вступления судебного акта в законную силу.

       Исполнительный лист может быть направлен в виде электронного документа.

        В исполнительном листе должны быть указаны:

        1) наименование суда, выдавшего исполнительный лист;

        2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и его номер;

        3) дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;

   4) наименование (фамилия, имя, отчество) взыскателя и должника, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство, персональный идентификационный номер должника — физического лица (реквизиты иных документов, удостоверяющих личность физических лиц, не являющихся гражданами Республики Узбекистан), а также идентификационный номер налогоплательщика должника — юридического лица;

        5) резолютивная часть судебного акта;

        6) дата вступления в силу судебного акта;

      7) дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

        Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Расширяя права и возможности женщин

       Гендерное равенство – это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития. При этом гендерная дискриминация запрещена практически всеми международными договорами в области прав человека. За последние десятилетия в мире был достигнут прогресс: все больше девочек ходят в школу, меньше девушек принуждают заключать ранние браки, все больше женщин работают в парламентах и занимают руководящие должности.
       Несмотря на эти достижения, сохраняется и множество проблем: по-прежнему в некоторых странах распространены дискриминационные законы и социальные нормы, женщины также недостаточно представлены на всех уровнях политического руководства. Каждая пятая женщина и девочка в возрасте от 15 до 49 лет жалуется о физическом или сексуальном насилии. В десятках странах муж может официально запретить жене работать, в более, чем 30 государствах мальчики и девочки имеют разные права на наследство, в 49 странах отсутствуют законы, запрещающие домашнее насилие.
       Несмотря на активное участие женщин в политической жизни стран, на долю женщин сегодня приходится 23,7 процента мест в государственных парламентах, что пока не отвечает принципу гендерного паритета. Доля женщин, имеющих права на землю, составляет лишь 13 процентов в глобальном масштабе.
В целях предотвращения подобных случаев ООН разработаны оперативные и целенаправленные меры для смягчения и сокращения гендерного насилия, включая бытовое насилие.
       Ведется работа по обеспечению ориентированности пакетов социальной защиты и экономического стимулирования на благо женщин и девочек. Это позволит сократить во всем мире число женщин и девушек, вступающих в брак до достижения 18-летнего возраста.
       Предотвратить распространение практики калечащих операций. Пару лет тому назад утверждена и реализуется Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года. Реализация документа позволит чаще назначать женщин на руководящие должности, устранить гендерный дисбаланс в госорганах через систему временного квотирования, предупредить случаи притеснения и насилия в отношении женщин на рабочем месте. Также расширится практика назначения женщин на руководящие должности в вышестоящей и нижестоящей системе госорганов.
       в своем выступлении, посвященном Международному женскому дню, глава нашего государства отметил, что создание в стране всех условий для свободной, благоустроенной и процветающей жизни нашего трудолюбивого и благородного народа, в первую очередь женщин, определено самой приоритетной задачей государства и общества.
       Согласно Стратегии «Узбекистан – 2030» осуществляются масштабные меры по повышению политической, общественной, экономической активности женщин, охране материнства и детства, утверждению гендерного равенства, обеспечению прав и интересов женщин.

Н.ХИДИРОВ

Искорением пагубные явления

В нашей стране принимаются эффективные меры по патриотическому воспитанию молодого поколения, привитию гражданам высоких моральных и этических качеств

Каждый из нас должен знать и понимать, что честность, воспитанность и благоразумие являются лучшими качествами человека. Честный гражданин всегда вызывает уважение, он справедлив и самое главное никогда не обманывает. К сожалению, среди нас еще встречаются люди, склонные к совершению аморальных поступков. Кто-то нарушает правила дорожного движения, кому-то не терпится закурить или выпить алкогольный напиток в общественных местах. А некоторые без угрызения совести занимаются мелкими хищениями, не стесняются находиться в состоянии наркотического опьянения рядом со своими руководителями, коллегами и даже детьми. Совсем недавно один подросток был привлечен к административной ответственности за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, трое – за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Согласно Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности за подобные деяния предусмотрены солидные штрафы, размер которых определяется исходя из базовой расчетной величины, установленной на момент совершения правонарушения. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных законом, также влечет наложение административного штрафа. Отметим, что к общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.). Не будем забывать, что согласно статье 561 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности употребление табачной продукции на рабочих местах, в учреждениях здравоохранения, образовательных, спортивно-оздоровительных учреждениях, пожароопасных местах, включая автозаправочные станции, и иных общественных местах, кроме специально отведенных мест и (или) помещений для употребления табачной продукции, – влечет наложение штрафа в сумме одной третьей базовой расчетной величины. На основании статьи 7 Закона Республики Узбекистан «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» государственные органы, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, образовательные организации в пределах своих полномочий реализуют комплексные социальные и организационно-правовые меры по профилактике негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, формированию в общественном сознании негативного отношения к употреблению алкогольной и табачной продукции. Зеленый змий нередко становится причиной семейного и бытового насилия. Пьяный муж умышленно повреждает имущество и личные вещи супруги, унижает ее честь и достоинство, запугивает родных и близких. За подобные деяния предусмотрено наложение штрафа от десяти до двадцати базовых расчетных величин или административный арест до десяти суток. Граждане, уважайте мораль и нравственность, старайтесь быть в жизни добропорядочными людьми. Будьте всегда честны перед собой, это поможет в работе, учебе и других не менее важных делах, предаст вам уверенность, поможет выйти из любой сложной ситуации победителем.

Нодир Хидиров

Незнание закона не освобождает не освобождает от ответственности

В нашей стране государственные органы, органы самоуправления граждан, общественные объединения разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений. Сотрудники правоохранительных и судебных органов, юристы и представители широкой общественности выявляют и устраняют причины и условия, способствующие их совершению. Участвуют в воспитании граждан в духе сознательности, дисциплины, соблюдения Конституции и законов Республики Узбекистан.
Согласно Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности административным
правонарушением считается противоправное,
виновное действие или
бездействие физического или юри-дического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный по-рядок, экология и т. д.
Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством.
По окончании административного
расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится
постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Статья 8 Кодекса Республики Узбекистан
об административной
Oтветственности
гарантирует обеспечение законности при применении мер воздействия за административные правонарушения.
Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Применение
уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции.
Согласно статье 13 данного Кодекса административной ответственности подлежат лица, достигшие к совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом
А на основании статьи 15 вышеупомянутого Кодекса предусмотрена административная ответственность должностных лиц: должностные лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного
порядка, природной
среды, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

 

Наргиза ИНОЯТОВА

Верховенство закона — фундаментальный принцип и гарант развития

В целях обеспечения волеизъявления нашего народа о строительстве свободного и процветающего, сильного Нового Узбекистана, создания каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном глобального производства, а также гарантированного обеспечения справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности утверждена Стратегия «Узбекистан — 2030», разработанная на основе приобретенного в процессе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана опыта и результатов общественного обсуждения.

Одним из основных принципов данной стратегии является верховенство закона, которое играет ключевую роль в обеспечении стабильности и создании благоприятной бизнес-среды для инвестиций. В рамках Стратегии «Узбекистан-2030» были предприняты шаги для совершенствования правовой системы и непрерывного улучшения законодательства.

Основная цель верховенства закона — обеспечить справедливость и равномерность в защите прав и интересов граждан и бизнес-сообщества. В Стратегии «Узбекистан-2030» определено, что все граждане равны перед законом, а права и свободы каждого индивида должны быть гарантированы и защищены.

Важной составляющей стратегии является содействие прозрачности законодательства и его доступности для всех граждан. Четкость и понятность законов дают возможность каждому человеку осознать свои права и обязанности, а также знать, что при нарушении законодательства будут приняты соответствующие меры.

Еще одним аспектом верховенства закона в Стратегии «Узбекистан-2030» является укрепление правовой культуры и осознанности граждан о необходимости соблюдения законодательства. Путем проведения различных образовательных программ и мероприятий, население страны привлекается к участию в формировании правовой государственности и развитию правового сознания, что способствует повышению уровня безопасности, стабильности и развитию страны в целом.

Необходимо отметить, что в Стратегии «Узбекистан-2030» акцентировано внимание на преодолении традиционных преград в сфере верховенства закона. Это создает условия для честной конкуренции, развития бизнеса и привлечения иностранных инвестиций, что является одним из ключевых факторов устойчивого экономического роста.

Таким образом, ставка на верховенство закона в стратегии «Узбекистан-2030» позволяет создать благоприятную инвестиционную среду, защитить права и интересы граждан, повысить прозрачность и эффективность правоприменительной системы и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны. Верховенство закона является фундаментальным принципом и гарантом развития Узбекистана в следующие десять лет и вперед.

Олим ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного

административного суда.

Публичные правоотношения: проблемы и пути их решения

В Ташкентском городском суде прошел «круглый стол» на тему «Обсуждение недостатков по спорам, связанным с публичными правоотношениями, выявленными в органах государственной власти и других ответственных организациях».

В мероприятиями приняли участие Первый заместитель председателя Верховного суда — председатель судебной коллегии по административным делам Р. Махмудова, заместитель прокурора города Ташкента Э. Инамджанов, заместитель начальника управления Министерства юстиции С. Азизов, юрисконсульт хокимията города Ташкента Ш. Аскаров, представитель Налогового комитета С. Неков, судьи Ташкентского административного суда, судьи Ташкентского областного административного суда и другие.

В ходе мероприятия шла речь об исполнении Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах», о том с какими проблемами сталкиваются граждане, государственные органы власти и организации в части публичных отношений.

В ходе выступления судья Ташкентского городского административного суда Д. Тошев отметил, что из года в год увеличивается количество конфликтов, возникающих из административных и публично-правовых отношений. Ташкентским городским административным судом  за 11 месяцев 2021 года завершено рассмотрение 2 008 дел, вытекающих из административных и публично-правовых отношений, из них удовлетворено 1 142 дела, отказано в удовлетворении в 560 случаях, прекращено делопроизводство 216 дел, в отношении государственных органов было вынесено 205 частных решений. 

За 11 месяцев 2021 года было возбуждено на 20,5% больше дел, связанных с признанием действий (бездействия) должностных лиц административных органов неправомерными.

В рамках мероприятия были рассмотрены основные проблемы в данном направлении и пути их решения.

По делам о признании недействительными решений должностных лиц органов местного самоуправления за отчетный период было возбуждено 425 дел, из них 165 удовлетворено. Подавляющее их большинство касалось нарушений Земельного кодекса Республики Узбекистан. 

По делам о признании недействительными решений должностных лиц государственных налоговых органов возбуждено 432 дела, из них удовлетворено 285. В ходе рассмотрения дел были выявлены ошибки должностных лиц налоговых органов и нарушения ими норм материального права.

По делам о признании действий должностных лиц органов юстиции незаконными, признании их решений недействительными возбуждено 44 дела. Из них 21 дело удовлетворено, 14 отклонено, 4 дела прекращены.

По фактам признания действий должностных лиц внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов неправомерными, признания их решений недействительными возбуждено 545 дел, из них 498 удовлетворено, 24 отклонено.

В этом направлении рассмотрены дела о признании недействительными решений комиссии Пенсионного фонда по назначению пенсий, об отказе в назначении пенсии, об отчислениях из пенсии. Однако на практике можно наблюдать случаи, когда при обращении граждан с заявлением о назначении пенсии по возрасту в соответствующие районные отделения фонда приходится обращаться в суд. Это вызывает недовольства лиц, достигших пенсионного возраста, а также обоснованные возражения со стороны государственных органов.

По фактам признания действий должностных лиц Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре неправомерными, признания их решений недействительными возбуждено 194 дела, из них 50 удовлетворено, 85 отклонено.

Отмечалось, что правовая оценка ситуации отказа должника от уплаты алиментов по исполнительному документу, исчисление задолженности по алиментам за период, за который исполнительный документ был возвращен по заявлению взыскателя, не входит в компетенцию государственного исполнителя. Одним из факторов, негативно влияющих на взаимное доверие и сотрудничество между органами суда и Бюро принудительного исполнения, является необоснованный возврат исполнительных документов. В подавляющем большинстве возвращенных исполнительных документов в исполнительном листе не указано, какие именно недостатки были допущены, либо они были возвращены необоснованно. 

По делам о признании действий должностных лиц Главного  управления архитектуры и строительства города Ташкента неправомерными, признании их решений недействительными возбуждено 34 дела, из них 12 удовлетворено, 17 отклонено.  

В настоящее время в практике данного управления рассматриваются споры по поводу отмены согласования проектной документации индивидуального жилого дома в письменной форме. Случаи согласования должностными лицами данной организации при согласовании проектно-сметной документации зданий и сооружений без соблюдения норм Градостроительного кодекса и СНиП вызывают недовольство многих жильцов и граждан.

В частности, согласование проектно-сметной документации зданий и сооружений регулируется действующим административным регламентом предоставления государственных услуг по согласованию проектно-сметной документации, содержащимся в приложении 4 к постановлению Кабинета Министров от 18 мая 2018 года за № 370, а также экспертизе проектных решений по сейсмостойкости и пожарной безопасности объекта.

По факту признания действий незаконными должностных лиц  отдела миграции и оформления гражданства возбуждено 72 дела, 30 из которых удовлетворены, 28 были отклонены.

Отмечено, что проблемы в данном направлении появляются по причине нарушения сотрудниками отдела миграции и оформления гражданства таких нормативно-правовых актов, как Положение «О порядке регистрации граждан Республики Узбекистан по месту постоянного жительства и временного пребывания в городе Ташкенте и Ташкентской области»,  ряда постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также других нормативно-правовых актов.

По делам о признании действий должностных лиц таможенных органов неправомерными и признании их решений недействительными возбуждено 28 дел, из них 4 удовлетворены, 13 отклонены, 7 прекращены, 4 оставлены без рассмотрения.

Подчеркивалось, что несмотря на то, что большинство заявлений в отношении ответственных лиц таможенных органов было отклонено, по удовлетворенным делам были выявлены факты несоблюдения должностными лицами таможенных органов Таможенного кодекса Республики Узбекистан, Положения «О представлении в таможенные органы предварительной таможенной декларации до момента фактического ввоза товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан», инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан и других законодательных актов.  Основанием для удовлетворения заявлений по делам, связанным с этими спорами, стало неправильное толкование таможенными органами решений Кабинета Министров Республики Узбекистан при применении определенных льгот.

В настоящее время в связи с большим количеством возражений граждан против решений, вынесенных хокимиятами на местах, необходимо налаживание взаимодействия между хокимиятами и органами юстиции при вынесении  решений и доведение их до сведения общественности после проведения правовой экспертизы. Данная практика позволит предотвратить ряд нарушений, ошибок и недоразумений, — заверили участники мероприятия.

По завершению «круглого стола» состоялся обмен мнениями, обсуждены пути решения выявленных проблем.

Перейти к содержимому