«О дополнительных мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях»

Исполнительская дисциплина в работе государственных органов –ключевой элемент эффективного государственного управления. В Республике Узбекистан принимаются комплексные меры по её усилению. В частности, Указ Президента Республики Узбекистан, от 25.07.2025 г. № УП-117 «О дополнительных мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях» предусматривает серьёзные изменения в организации и контроле за исполнением нормативных актов, поручений и решений. Анализ данного Указа имеет важное значение для сотрудников административного суда, поскольку укрепление исполнительской дисциплины влияет на реализацию судебных актов, работу контролирующих и исполнительно-распорядительных органов, что в конечном итоге – на защиту прав и законных интересов граждан.

Указ принят в целях повышения ответственности государственных органов и организаций за своевременное, качественное и целесообразное исполнение законодательства, поручений правительства, судебных решений и иных актов. В документе подчёркивается, что дальнейшее успешное проведение реформ невозможно без строгого обеспечения исполнительской дисциплины на всех уровнях государственной власти и управления.

Среди ключевых направлений:

  • подключение органов к единой межведомственной электронной системе исполнительской дисциплины («Ijro.gov.uz») и использование цифровых инструментов контроля;
  • определение персональной ответственности руководителей за организацию исполнения законов и решений;
  • усиление мониторинга, анализа причин неисполнения, и принятие мер по устранению «узких мест» в исполнении;
  • повышение прозрачности и подотчётности – отчёты о ходе исполнения должны регулярно представляться.

Указом предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование системы контроля исполнения поручений и актов. Одним из важнейших направлений стало внедрение единой межведомственной электронной системы, которая обеспечивает возможность отслеживать исполнение актов и поручений в режиме реального времени. Это способствует автоматизации процессов, снижению влияния человеческого фактора и повышению оперативности реагирования. Вместе с тем остаются определённые вызовы – обеспечение качества вводимых данных, интеграция региональных подразделений и подготовка специалистов для эффективного использования новых цифровых инструментов.

Особое внимание уделено вопросу персональной ответственности руководителей государственных органов и организаций за своевременное и надлежащее исполнение поручений. Такая мера способствует формированию новой управленческой культуры, в которой контроль исполнения становится нормой, а не исключением. Для административных судов это имеет практическое значение, поскольку повышает ответственность не только исполнителей, но и их руководителей за выполнение решений суда.

Не менее значимой является задача по системному анализу причин неисполнения актов. Органы власти обязаны выявлять коренные факторы – будь то пробелы в нормативной базе, недостаток ресурсов или слабый внутренний контроль. Такой подход усиливает аналитическую составляющую в работе государственных структур и способствует повышению эффективности всей исполнительской системы. В контексте судебной практики это особенно важно, так как позволяет устранять причины, по которым решения административных судов остаются без исполнения.

Кроме того, особое значение придаётся обеспечению прозрачности и отчётности в деятельности государственных органов. Публичность информации о ходе исполнения поручений повышает уровень доверия граждан к органам власти и способствует предупреждению бездействия должностных лиц. Для административных судов это открывает возможность более тесного взаимодействия с исполнительно-распорядительными структурами, в целях своевременного и полного исполнения судебных решений.

Для системы административных судов исполнение данного Указа создаёт дополнительные возможности для совершенствования контроля за реализацией судебных решений и укрепления правовой ответственности органов государственной власти, в частности:

  • если административный орган или ведомство получает решение суда или обязан выполнить акт проверки, усиленная исполнительская дисциплина может ускорить исполнение;
  • сотрудник суда может рекомендовать сторонам обратить внимание на норму Указа при подготовке материалов: привести сведения, что ведомство подключено к системе, есть отчёты по исполнению, и если они отсутствуют – обратить внимание на риск задержки;
  • однако остаются трудности: отсутствие подробных данных об исполнении решений судебных органов, слабая практика применения санкций за неисполнение, необходимость координации с территориальными органами, которые могут быть менее оснащены;
  • важна обратная связь: суд может требовать отчётности от ответчиков-органов об исполнении судебного решения как часть контроля. Усиление исполнительской дисциплины создаёт предпосылки для более эффективного судебного мониторинга.

Обобщая все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что Указ ставит серьёзную задачу – трансформация культуры исполнения актов законодательства и решений органов власти через цифровизацию, аналитический контроль и персональную ответственность. Для сотрудников административного суда и практиков административного права это открывает новые возможности:

  • предлагать в материалах суда указанные положения как один из аргументов при оценке ситуации с исполнением акта;
  • мониторить, есть ли подключение ведомства к системе, есть ли отчёты, и если нет – фиксировать это как индикатор риска;
  • развивать взаимодействие суда с исполнительно-распорядительными органами: проводить обмен информацией, использовать аналитические отчёты по исполнению;
  • обращать внимание на необходимость законодательного и нормативного обеспечения процесса исполнения: если орган ссылается на отсутствие нормативной базы, наличие Указа делает аргумент слабее.

Укрепление исполнительской дисциплины – не просто административная отладка, но фактор повышения доверия к государственным институтам и защиты прав граждан. Сотрудники административного суда, и в целом, судебной системы Республики Узбекистан, как интерфейс между правом и исполнением, имеют значимую роль в том, чтобы положения Указа работали не на бумаге, а на деле.

помощник судьи Межрайонного административного суда г. Ташкента

У.О.Алиев